ГОЛЛИВУД В 1920е – НАЧАЛЕ 30х ГОДОВ. НАЧАЛО ЗОЛОТОГО ВЕКА.

 

 

С 20х годов Голливуд становиться всемирно известным центром киноиндустрии Соединенных Штатов. Двадцатые годы называют эпохой расцвета американского кино.

 

В Голливуде постоянно работало около двадцати крупных киностудий. Кино продолжало оставаться немым, сюжеты имели водевильный характер, но съемки становились все более масштабными, дорогими и технически изысканными. «Фабрика грез» работала как конвейер – в год выпускалось до 800 фильмов. Рост кинематографа сопровождался активным расширением зрительской аудитории не только в США, но и в других странах.

 

Появилась стандартная голливудская система - продюсеры, которые покупают сценарий, подбирают актеров и назначают режиссера. Производство было разделено на операции: сценарий, костюмы, декорации, грим, свет, режиссура и так далее.

 

Директорами крупнейших кинофирм становятся опытные и влиятельные бизнесмены, главы монополий и банков. Развернулась жестокая конкурентная борьба, в ходе которой мощные кинофирмы поглощали средние и мелкие и фактически становились трестами, владеющими одновременно кинопроизводством, оптовым прокатом и сетью кинотеатров. Кино превратилось в крупный бизнес - к середине 20-х общие инвестиции достигали двух миллиардов долларов.

 

В 1922 г. была учреждена Ассоциация кинопродюсеров и оптовых прокатчиков (творческие работники в ассоциацию не входили), президент которой обладал в Голливуде неограниченной экономической и организационной властью. Ни одно литературное произведение, ни один готовый сценарий не могли попасть на экраны без разрешения ассоциации.

 

К середине 20-х годов режиссеры оказались в полной зависимости от воли продюсеров. Последние выбирали сценарии, определяли стоимость постановки, нанимали съемочные группы, в том числе режиссеров и актеров, контролировали процесс съемок и принимали готовые фильмы. Некоторые режиссеры были также и продюсерами, но это происходило только в тех случаях, когда они обладали не только организаторскими способностями, но и беспрекословно выполняли установки владельца кинофирмы. Прежние звезды-актеры были вынуждены менять амплуа, чтобы их продолжали снимать. Основной поток кинопродукции составляли либо развлекательные фильмы, либо всевозможные экзотические зрелища. В конце 20-х годов завершается немая эра американского кино - в Голливуд приходит звук. Начиная с 1929 года не было произведено ни одного немого фильма. Именно благодаря звуку в кинематографе появились такие жанры, как гангстерский фильм, фильм ужасов, вестерн, в которых речь персонажей чередовалась с выстрелами, визгом автомобильных тормозов и криками ужаса.

 

Когда осенью 1929-го начался экономический кризис, Голливуд оказался практически единственной отраслью американской промышленности, которая не пострадала. Разразившийся экономический кризис и последовавшая за ним Великая депрессия 1929-1933 гг. словно бы обошли киноиндустрию стороной. Чтобы посмотреть звуковой фильм, люди охотно отдавали в кассы кинотеатров последние деньги.

 

К 30м годам Голливуд окончательно перешел в руки монополии. Кинопромышленность США оказалась во власти "большой восьмерки" (Metro-Goldwin-Mayer, 20th Century Fox, Warner Brothers, Paramount, United Artists, Columbia, Universal, PKO).

 

Каждая студия из «большой пятерки» (MGM, Paramount, Warner Brothers, RKO и Fox) владела собственной сетью кинотеатров, через которые и распространяла свои фильмы. Студии «маленькой тройки» (Universal, Columbia и United Artists) не могли себе такого позволить, поэтому полагались на независимые кинотеатры. Могло быть и так, что одна студия контролировала все кинотеатры города — например, Paramount долгое время наслаждалась своей монополией в Детройте, в то время одном из крупнейших городов страны.

 

Ключевым моментом студийной системы была тактика навязывания товара: кинотеатру продавался блок фильмов на год вперед, и никак иначе. Блоки включали в себя как высокобюджетные картины, которые сулили хорошие сборы, так и малобюджетные фильмы второго плана, подчас весьма сомнительные. Естественно, это позволяло студиям не слишком напрягаться по поводу качества картин — как бы то ни было, театр покупает либо блок целиком, либо не покупает ничего.

 

30-е годы завершили унификацию и стандартизацию основной кинопродукции. Голливуд отныне исповедовал «производственный кодекс», который рекомендовал или запрещал темы, предлагал регламентировать формы и методы развития сюжетов и т. п.

 

Сценарий строился по стандартным схемам, как правило, в его создании участвовали одновременно несколько сценаристов, «звезды» обычно переносили из фильма в фильм почти один и тот же образ; режиссер получал готовый сценарий и должен был лишь буквально переносить на пленку зафиксированный сюжет и диалоги. В процесс постановки фильма теперь вовлекается огромное число людей узкой кинематографической профессионализации. К середине 30-х годов в создании одного фильма участвовали киноработники почти 300 специальностей. Это конвейерное производство позволяло выпускать ежегодно более 500 фильмов, стоявших на хорошем профессиональном уровне, но, естественно, далеких от подлинного искусства.

 

Ведущими стали гангстерские фильмы или детективы, вестерны, экзотические приключенческие картины, мюзиклы, легкие комедии, модными стали вольные экранизации и псевдо-биографические картины. Особенно возросло число гангстерских фильмов. Появились первые фильмы ужасов. Самыми оптимистическими фильмами этого периода были мюзиклы. Их выпуск начался с воспроизведения на экране ревю и оперетт. Новыми героями на экране становятся гангстеры, проститутки, продажные политики и циничные журналисты.

 

Но в условиях кризиса кино, ставшее мощным орудием пропаганды, должно было вселять в людей веру в жизнь и помогать справляться с трудностями - в 30-е годы родилась так называемая "американская мечта" и гениальный рецепт под названием "Хэппи-энд". На экраны пришел идеальный сюжет о порядочном труженике, который может преодолеть все трудности, о том, что бедный парень может влюбиться в богатую девушку, бедная танцовщица стать звездой, а бедняк заработать миллион. Голливуд становился творцом мифов, прославляющих общество, которое его породило.

 

 

по материалам интернета